СЛОВИША
Фотоотчёт об изготовлении реплики реконструкции пятиструнных лирообразных гуслей XI в. с резной надписью "СЛОВИША"
В 1975 году на Троицком раскопе в Новгороде Великом в слоях 70-х гг. XI в. были обнаружены фрагменты и детали деревянного музыкального инструмента - пятиструнных лирообразных гуслей.
Яркой особенностью этой находки явилось то, что на одном из фрагментов боковой части корпуса была обнаружена резная надпись на кириллице, которая читается как «СЛОВИША». По мнению современных исследователей, она могла означать имя собственное инструмента или имя владельца.
Так же примечательно, что среди фрагментированных частей инструмента сохранилась почти неповреждённая дека (полочка), снабжённая характерными ушками струнодержателя.
Резная надпись "СЛОВИША" (Поветкин, 1986. С.163)

Все деревянные археологические предметы после извлечения из влажного культурного слоя должны пройти обязательную процедуру стабилизации и консервации.

Вскоре, после извлечения фрагментов гуслей из земли и последующей камеральной обработки, они были переданы для проведения работ по стабилизации в лабораторию Государственного Эрмитажа.
Детали корпуса инструмента были изготовлены из сосны, а дека из дуба.
В 1978 году стабилизированные археологические обломки были переданы на реставрацию В.И. Поветкину. Согласно поставленной Новгородским музеем задаче, реставратору было необходимо соединить оригинальные фрагменты с реконструированными деталями из современного дерева для придания экспонату выставочного вида. Не ограничиваясь воссозданием только лишь внешнего облика музыкального инструмента, В. И. Поветкин, в дополнение к основной работе, создаёт звучащую модель гуслей, которая смогла наглядно, но, как отмечал он сам, с некоторой долей условности, продемонстрировать акустические способности инструмента.
Лирообразные гусли с резной надписью "СЛОВИША" после реставрации В.И. Поветкиным, хранящиеся в фондах Новгородского музея-заповедника (НГМ КП26517-593; Н-75 Троицкий-II, пл. 17 кв. 98 и 108).
Источник фото: http://novgorodmuseum.ru/kollektsii/fond-arkheolog...
Изготовление реплики реконструкции
Всю работу можно условно разделить на несколько этапов. Сюда входят: изготовление корпуса инструмента, изготовление деки и деталей струнодержателя, склейка, изготовление колков и монтаж струн.
При изготовлении реплики мы опирались на реконструкцию, предложенную в 1978 году В.И.Поветкиным.
Создание реплики было сопряжено с обследованием оригинала находки в Новгородском музее-заповеднике, постоянным обращением к копии инструмента в Центре Поветкина, а также штудированием научных публикаций.
Изготовление корпуса инструмента
Изготовление корпуса инструмента из сосновой заготовки:
- создание резонаторной полости;
- формирование контура корпуса и колковой колодки;
- прорезка игрового окна;
- оформление верхней части игрового окна.
При изготовлении корпуса, в частности резонаторного ящика, надо помнить, что чем тоньше стенки корпуса и легче сам инструмент в целом, тем проще ему будет отзываться на колебания струн.
Распространённой ошибкой при изготовлении реплик древних музыкальных инструментов является массивность деталей и внешняя аляповатость — ни то, ни другое не характерно для древнерусских струнных музыкальных инструментов.
На заключительном этапе изготовления корпуса вырезается паз для деки с насечками для приклеивания, просверливаются отверстия для колков и художественно оформляется завиток.
Изготовление деки
На лирообразных гуслях XI в. с резной надписью «СЛОВИША» была установлена дека, изготовленная из дубовой заготовки радиального сечения.

Дека лирообразных гуслей представляет из себя тонкую полочку с возвышающимися ушками струнодержателя, выполненными с ней из одного массива дерева.
Некоторые современные мастера пытаются игнорировать эту характерную особенность, приклеивая ушки или устанавливая съёмные струнодержатели в виде т.н. «утиц» (характерных для другого типа гуслей). Технически это упрощает процесс изготовления, но нарушает аутентичную конструкцию инструмента.



Струнодержатель
Ушки струнодержателя и дека сделаны из одного массива дерева
Прежде всего, чтобы сделать деку лирообразных гуслей, необходимо из подходящего дубового бревна или пластины (половины бревна) получить радиальную тесину (доску) толщиной, учитывающей высоту ушек струнодержателя. Для нашего образца тесина должна быть толщиной не менее 3 сантиметров.
Изготовление тесины: бревно/пластина раскалывается деревянными клиньями и обтёсывается топором.
Далее определяется и выравнивается будущая внутренняя поверхность деки. В оригинале эта поверхность приблизительно совпадает с радиальным направлением.
Затем стёсывается лишняя древесина с внешней стороны. При этом необходимо заранее определить, в каком месте заготовки будут размещаться ушки струнодержателя, и оставить для них достаточное количество древесины.
Этапы работы над внешней стороной деки.
В древности, чтобы поверхность деки была гладкой, её, вероятно, выскабливали ножом. Примечательно, что на сохранившихся деках, найденных в новгородских археологических раскопках, поверхность дек была гладко вычищена по всей площади за исключением пространства между ушками струнодержателя. В этом месте нередко можно видеть характерные следы от стамески. По-видимому, это объясняется недоступностью данного участка деки для скобления ножом.
В завершениe в ушках просверливают отверстия, в которые вставляют штангу струнодержателя, представляющую из себя круглую в сечении палочку, к которой позднее будут привязаны струны.
Склейка
После того, как корпус инструмента и дека готовы и подогнаны друг к другу, можно переходить к процессу склейки. В этом нет ничего сложного, но надо следить за тем, чтобы в процессе приклейки не создавались излишние напряжения в конструкции, а корпус и дека плотно прилегали друг к другу.
Изготовление и установка колков (шпеньков)
Для натяжения струн в большинстве струнных музыкальных инструментов используются колки.
В археологических раскопках Великого Новгорода и Старой Руссы колки обнаруживаются достаточно часто. При этом, стоит отметить, что по внешним морфологическим признакам невозможно определить, от какого конкретно вида струнного инструмента та или иная находка.
Все они имеют схожую конструкцию и совершенно аналогичны деревянным колкам этнографических гуслей XIX-XX вв.
Колки (шпеньки) из раскопок в Новгороде Великом.
Скан негатива из архива Центра музыкальных древностей В.И.Поветкина
В данном 15-ти секундном ролике показаны основные технологические приёмы изготовления колка простым ножом.
Изготовление колка (шпенька)
Основные технологические приёмы изготовления
Лирообразные гусли с резной надписью "СЛОВИША" были найдены без колков. Но для них над игровым окном было предусмотрено пять отверстий.
Для нашей реплики мы использовали струны из проволоки медного сплава. Теоретически такие струны могли использоваться на новгородских средневековых инструментах. Косвенно это подтверждается находками проволоки из медного сплава в раскопках. Но прямых свидетельств использования металлических струн нет. Не исключено так же, что широкое распространение имели кишечные и волосяные струны.
Для того, чтобы закрепить струну в колке, его надкалывают ножом до образования расщепа. Эту операцию необходимо выполнять после того, как колок уже вставлен в предназначенное для него отверстие.
Один конец струны закрепляется на перекладине струнодержателя, а другой зажимается в расщепе. После чего следует намотка струны на стержень колка.
Результат
В результате у нас получилась звучащая реплика музыкального инструмента, сделанная по археологической находке, датированной серединой XI века.
Мы подготовили для вас несколько аудиозаписей звучания получившегося инструмента и видеозапись, демонстрирующую возможную технику игры.
Блог Антона Каменского
Made on
Tilda