Крыловидные гусли Лялина
Фотоотчёт об изготовлении реплики музыкального инструмента из Окуловского района Новгородской области.
1. Предыстория
В.И. Поветкин играет на отреставрированных гуслях И.А. Лялина. 4 июня 1978. Праздник Фольклора и ремёсел в Витославлицах в Новгороде Великом
Из письма В.И. Поветкина С.Д. Малютину, 20.05.1978 г.:
"Сейчас занимаюсь археологическими гуслями. А точнее сказать – изучаю и экспериментирую, делаю на разный манер народные гусли XIX века – таким образом, поближе подойду к археологическим XI века. Вместе со мной кое-кто из ребят сделали себе гусли и очень довольны. У них (гуслей) звучание другое, нежели у усовершенствованных, т. е. тех, которые изготовляются на фабрике для самодеятельных ансамблей. Для меня самого это открытие. Гусли традиционные звучат по Воле Божьей – иначе сказать я не могу" (альманах "Чело" 1-2/2013)

В 1978 году для отечественного этноинструментоведения произошло знаменательное событие: новгородскому художнику-реставратору В.И.Поветкину передали для проведения реставрационных работ один за другим два музыкальных инструмента. Первый из них в виде обломков - лирообразные гусли XI века с уцелевшей резной надписью "СЛОВИША" из археологических напластований Великого Новгорода; второй - крыловидные гусли второй четверти XX века, бытовавшие в д. Большая Крестовая Окуловского района Новгородской области.
В 1978 году [Владимир Иванович Поветкин] реконструировал в формах и звучании знаменитые лирообразные гусли середины XI века, на обломке деревянного корпуса которых сохранилась резная надпись "СЛОВИША".
В том же году, 4 июня, на празднике Фольклора и ремёсел в Витославлицах В.И. Поветкиным впервые были озвучены гусли традиционные XX в., привезённые из Новгородской области сотрудниками Новгородского музея-заповедника в 1968 году.

Осенью 1981 года В.И. Поветкин познакомил с археологическими и традиционными гуслями сотрудников Лаборатории народного творчества (заведующий А.М. Мехнецов) Ленинградской государственной консерватории и подарил гусли, изготовленные им на основе традиционных, с которыми в 1982 году во время фольклорной экспедиции под руководством А.М. Мехнецова были сделаны первые записи гусельных наигрышей от деревенских жителей Псковской области.
Биография В.И.Поветкина на сайте Центра Поветкина
  С этого момента начал расти интерес к традиционным крыловидным гуслям.

  К настоящему времени были организованы многочисленные экспедиции в Псковскую, Новгородскую и Тверскую области, опубликованы аудио- и видеозаписи, появились мастера, изготавливающие традиционные гусли, появлялись и исполнители, перенявшие старинную традицию игры.

  Таким образом, обнаружение в археологических раскопках обломков древних щипковых музыкальных инструментов послужило толчком к изучению гуслей, бытовавших в русских деревнях Северо-Запада России в XX в.
2. Гусли Лялина
Иллюстрация из статьи Поветкина В.И. Звонкие струны древних новгородских гуслей: Из опыта восстановительных работ // Новгородский исторический сборник. Вып.3 /13/. Л., 1989. C. 51-62.
Иллюстрация из статьи Поветкина В.И. Звонкие струны древних новгородских гуслей: Из опыта восстановительных работ // Новгородский исторический сборник. Вып.3 /13/. Л., 1989. C. 51-62.

Оригинал инструмента хранится в Новгородском музее-заповеднике под номером НГМ КП18 987 — (ДЭ233). В фонды музея он поступил осенью 1968 года из экспедиции в д. Большая Крестовая, Окуловского района, Новгородской области от Лялина Ивана Алексеевича, изготовившего инструмент в 1930-х гг.

Корпус инструмента сделан из радиального массива сосны. Резонаторная полость выбрана с внутренней стороны.
Аналогичную корпусу «распиловку» имеет и накладная задняя дека-крышка («полочка»), которая также была сделана из массива сосны. Дека-крышка вставлена в специально вырезанный по всему периметру резонаторной полости паз. В отличии от большинства традиционных гуслей из Новгородской области, у которых дека фиксировалась маленькими гвоздями, на инструменте И. Лялина она была закреплена при помощи какой-то разновидности столярного клея.
В центральной части верхней деки просверлено небольшое круглое резонаторное отверстие.
Для настройки инструмента имеется 9 колков («шпеньков»), вырезанных из берёзы. Деревянные колки — характерная черта традиционных гуслей Новгородчины.
Струнодержатель сделан из П-образно согнутого гвоздя (стержня из чёрного металла) подкруглого сечения.
Струны стальные.

Некоторые размеры инструмента:
Длинна корпуса: 747 мм
Высота: 230 мм
Толщина корпуса: 42 мм
Голосник: ⌀ 10 мм
Толщина верхней деки: ≈ 4 мм
Диаметр колковых отверстий: ⌀ 10 мм
Диаметр сечения струны: ⌀ 0.45 мм


Публикации в которых упомянаются гусли И. А. Лялина:
1. Поветкин В. И. Новгородские гусли и гудки: Опыт комплексного исследования // Новгородский сборник: 50 лет раскопок Новгорода. М.: Наука, 1982. С. 295−322.
2. Поветкин В. И. Звонкие струны древних новгородских гуслей: Из опыта восстановительных работ // Новгородский исторический сборник. Вып.3 /13/. Л., 1989. C. 51−62.
3. Изготовление реплики
Всё начинается с выбора материала и проверки соответствия параметров: размеров, направления волокон, отсутствия несовместимых с будущим изделием дефектов древесины и пр.
Проверка параметров материала: сухая сосновая доска радиальной распиловки подходящих размеров.
Изготовление заготовки.
Выравнивание поверхности рубанком.
После подготовки и разметки отсекаем всё лишнее - формируем заготовку.
Опиливаем края.
Стёсываем скос топором (для облегчения стёсывания я предварительно сделал поперечные пропилы ножовкой).
Получилась заготовка с уже узнаваемыми очертаниями крыловидных гуслей.
Далее выравниваем поверхности заготовки, в частности скос, рубанком.
Размечаем оборотную сторону. Определяем линию колков, размер колковой планки и периметр резонаторной полости.
Выбираем резонаторную полость при помощи стамески (долота) и киянки. В некоторых этнографических инструментах, с которыми мне приходилось работать, на внутренних поверхностях отчётливо видны следы именно от этих инструментов.

Для того, чтобы контролировать глубину резонаторной полости и толщину верхней деки можно предварительно просверлить голосник; по нему удобно отслеживать сколько ещё необходимо убирать древесины.
Я старался добиться того, чтобы стенки и дно резонаторного ящика (которое является одновременно верхней декой) были равномерной толщины. Не стоит оставлять слишком много древесины. Нужно помнить, что чем легче инструмент, тем охотнее он отзывается на вибрации струн.
После формирования резонаторной полости, переходим к работе над колковой планкой (колодкой) и открылком.


Колковая колодка на гуслях И.А.Лялина имела вид небольшой "ступеньки", между резонаторной полостью и открылком. Такая конструкция характерна для подавляющего большинства традиционных гуслей из Новгородской области.
Сначала делаем два пропила по линиям внутреннего и внешнего углов будущей колковой планки (колодки).
Ближний к резонаторной полости пропил делается на глубину доходящую до поверхности "ступеньки" колодки. Другой пропил делается на глубину до внутренней поверхности открылка.
Далее делаем ещё один пропил со стороны верхнего угла формируемого открылка, который должен соединиться под прямым углом с ближайшим пропилом, формирующим колковую колодку.

Затем, при помощи стамески, понижаем
уровень колковой колодки до необходимой высоты (это также можно было сделать продольной пилой).
Когда основные части корпуса сформированы, переходим к изготовлению задней крышки-деки, закрывающей полый корпус-резонатор.
Задняя крышка-дека
Для изготовления деки берём тонкую сосновую доску и утончаем её при помощи шерхебеля и рубанка до 4-5 мм.

Получившуюся дощечку обстругиваем ножом (по необходимости рубанком), стараясь добиться максимально ровных сторон будущей деки.
Примеряем получившуюся деку на корпус гуслей. При необходимости можно дополнительно подровнять стороны.
Размечаем карандашом линии границ паза. Необходимо очень аккуратно переносить контуры изготовленной деки на корпус.
Вырезаем ножом паз (углубление для деки) по намеченным линиям.
Дополнительно можно использовать плоскую стамеску для выравнивая некоторых поверхностей паза.
На оригинальном инструменте И.А. Лялина этот элемент сделан таким образом, что между декой и стенками паза практически нет зазоров. Все детали прилажены одна к другой очень аккуратно.

После этого остаётся вставить деку в паз и приклеить её столярным клеем (казеиновым, мездровым и т.п.).
Колки
Переходим к изготовлению колков (шпеньков), с помощью которых будет производиться настройка гуслей.
Накалывам заготовки из 9 сантиметрового обрезка берёзовой доски.
Толщина заготовки 11-12 мм, т.к. диаметр стержня будущих колков равен 10 мм.
Всего необходимо сделать 9 прямоугольных заготовок из которых ножом будем вырезать колки.
Основные этапы изготовления колка из заготовки
Далее сверлим буравом (сверлом) отверстия для колоков.
Расстояние между колками одинаковое, что является характерной особенностью большинства традиционных гуслей.
Просверливаем девять отверстий в ряд. Отверстия цилиндрические, так как традиционно изготавливались простым сверлом или буравом. Их диаметр 10 мм.
Скоба струнодержателя
У большинства традиционных гуслей Новгородской области скоба струнодержателя делалась из обыкновенного гвоздя.
Обычно, перед тем как делать скобу, я нагреваю на огне гвоздь и немного проковываю его. На мой взгляд такая скоба смотрится лучше, чем просто сделанная из необработанного фабричного гвоздя.
Сгибаем прокованный гвоздь в скобу. Укорачиваем при необходимости концы. Сверлим отверстия, соответствующие диаметру сечения концов скобы, и вбиваем её очень осторожно, чтобы не расколоть корпус гуслей!
Натягиваем струны
Прежде всего вставляем колки.
Колки лучше будут держать натяжение струн, если они будут максимально плотно подогнаны к отверстиям колковой колодки (планки).

С одной стороны крепим струны на скобе...
...с другой стороны закрепляем струны в колках.
Для того, чтобы закрепить струну, колок надкалывают ножом до образования расщепа. Эту операцию необходимо выполнять после того, как колок уже вставлен в отверстие колковой колодки. Конец струны зажимается в расщепе. После следует намотка струны на стержень колка.

Пример установки струн
Установка струн на примере реплики-реконструкции лирообразных гуслей рубежа XII-XIII вв.
4. Общий вид инструмента
5. Видеопрезентация звучания инструмента
В результате у нас получилась реплика инструмента, которую можно ещё и озвучить.
Для этого мы настроили инструмент в диатонический звукоряд с пониженной седьмой ступенью и квартовым соотношением нижних струн: снизу вверх G3-C4-D4-E4-F4-G4-A4-H♭4-C5.
Спасибо за внимание к нашим проектам!
Если вам понравилось, то расскажите о гуслях друзьям:
Если у вас появились вопросы, предложения или вы обнаружили ошибку, то свяжитесь, пожалуйста, с нами любым удобным для вас способом: через специальную форму ниже или по ссылке в социальных сетях.
Блог Антона Каменского
Made on
Tilda